Зынджырлы медресе. «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку » Хан Менгли Гирай, 1500 год н. э.

  Керимов Таир, Къуршутов Тимур

В 1500 году второй хан Крыма Менгли Гирай, сын Хаджи Девлет Гирая, решает на высоком холме в близи своей новой столицы Бахчисарай в селении Салачик заложить большое медресе, которое  строит прежде собственного дворца, что говорит о его любви к своему народу. Менгли Гирай приказал всем жителям столицы присутствовать при начале строительства этого медресе и говорил им: «С Божьей помощью начинаем мы здесь сегодня возведение обители науки.
Оно поможет нам более совершенными людьми в этом мире, и проложить нам дорогу в рай в ином мире. Все мы отдадим наши силы на служении этому делу ». После этого подошел хан к рабочим-строителям, начал копать землю и ворочать камни, чтобы заложить фундамент. И вплоть до окончания строительства медресе использовал хан каждую возможность, чтобы трудиться вместе с народом. При торжественном открытии медресе хан держал следующую речь: «Разум делает человека существом благородным, а путь к совершенствованию разума лежит через науку, будь он хан или падишах, не может создать ничего основательного, ничего, рассчитанного на будущее, и рано или поздно постигнет его бесчестье. Я приказал повесить в дверях эту цепь, чтобы каждый, кем бы он ни был, при входе в этот священный храм науки склонял свою голову, выразив, таким образом, свое уважение к науке». Отсюда и пошло название «Зынджырлы медресе» («Медресе с цепью»).
  На сегодняшний день это уникальный архитектурный памятник крымскотатарского народа со времён правления Крымом династии Гираев. Зынджырлы медресе считается  старейшим учебным заведением, как на территории Крыма, так и в Восточной Европе. По обыкновению медресе состоит из аудитории для преподавателя и помещений-келий для сохт-учащихся. Во многих медресе того времени, сохты устраиваются по кельям группами по 10-15 человек, под руководством одного «старшего», который обучает младших своей кельи и заведует хозяйством. На своё пропитание бедные сохты в каникулярное время собирают пожертвования, состоятельные же всё необходимое привозят из дому (мука, жир, мясо, крупа) или деньгами.
  Мудеррис, ограничивается только чтением лекции, хотя  главный  надзор за жизнью медресе также входит в его обязанности, за порядком в каждой келье или артели следит «старший». В некоторых медресе, впрочем, бывает ещё «мумеиз» - «старший» над старшими сохтами.
 Обучение начинается с арабской грамматики. На  усвоение арабской книжной литературной грамоты уходит по 10-15 лет труда. Затем  идёт изучение мусульманского права, закона,  арифметики, логики «по арабским комментариям Аристотеля». На  это также необходимо 10-15 лет. Сохты жили в полутёмных и сырых кельях, учебники и система преподавания били очень древними. При таком порядке, очевидно, никаких успехов быть не могло, и сохты засиживались по 15-20 лет, в конце концов, выпускались, плохо усвоив весь пройденный курс обучения в медресе.
 Тем интереснее, что первая попытка реформы медресе, выражающаяся в урегулировании общежития сохт и системы преподавания делается в начале пятого столетия с момента основания медресе новым мудеррисом Аджи-Абибулла эфенди, лучшим муллой Крыма, как по познаниям, так и по умственному развитию. Вместо прежних полутёмных комнат устроены светлые, теплые помещения, построена хорошая кухня баня и другие необходимые службы.
Также мудеррисом был разработан порядок поведения сохт в медресе. Мы предлагаем вам некоторые пункты из разработанного плана порядка:
· число сохт в общежитиях и дёртдуварах (четырёхстенники) должно строго соответствовать требованиям гигиены и интересам здоровья…
· на долю из доходов вакуфа, которая причтётся учащимся они будут содержаться восемь месяцев на всём готовом. На случай недостатка средств в неурожайный год, сохты доплачивают необходимый расход, а в случае остатка и излишка, таковой сохраняются на покрытие могущего быть недостатка впереди.
· за дурное поведение и леность, сохты будут подвергаться внушению, оставлению на хлебе и воде, заключению в карцер.
· если сохта, поступивший в медресе, без уважительной по шариату или закону причины оставит обучение ранее четырёх лет, то обязан возвратить расходы в медресе на его содержание.
· оставшийся два года на одном курсе, может при неуспеваемости остаться на третий, но содержание его от вакуфа прекращается и он сам несёт расходы на своё содержание. Более трёх лет никто не может быть оставлен в медресе на одном курсе-ислючается по ненадобности.       
· в полный курс Зынджырлы медресе входят следующие предметы: турецкая и арабская грамматика, каллиграфия, арифметика, наука о нравственности, логика, наука о стихосложении, мусульманское право, богословие, изучение Сунны и Корана, при чём выпускные сохты должны вполне знать языки и письменность арабскую, турецкую и русскую (когда последнее войдёт в курс).

·    сохты получают утром и вечером чай с пшеничным хлебом, в полдень обед из двух блюд (супы разные и мясо с овощами по времени года). По понедельникам и четвергам как второе блюдо даётся пиляв из риса или каша из пшена.
Да, перед заслугами, сделанными для народа, мудеррисом Аджи-Абибулла эфенди надо преклониться, ибо это тот человек, который смог изменить  много вековой образ жизни и обучения сохт в «Зынджырлы» медресе из стен которых вышло много высоко образованных личностей, общественных деятелей ученых и писателей среди которых  Шамиль Тохтаргъазы, Мемет Нузет, Абдулла Озенбашлы, Абляким Ильмий, Якуб Шакир-Али, Джемиль и Якъуб Керменчекли, Абибулла – эфенди.

Использованная литература:
1.Исмаил Асан-огълу Керим «Гаспринскийнинъ «джанлы» тарихи 1883-1914 ». Акъмесджит.- «Тарпан».-1999.- 408с.(с. 45-47; 49-54; 72-74; 265.)
2.Къуршутов Тимур «500 лет Зынджырлы медресе». – «Авдет». 2000.-     




0 коммент.: